Альбер Камю не считал себя философом, но "моралистом". В нём соединилось мастерство пера и высота мыслителя, обсуждающего в своих книгах загадки человеческой природы. В книгу Альбер Камю. Романы - Ростов н/Д : Феникс ; Харьков : Фолио, 1999. - 333 с. - (Классики XX века) вошли два романа: Посторонний(1942) и Чума(1947).
«Посторонний» - это записки злополучного убийцы, ждущего казни после суда. В нём мы распознаем злодея и великомученика, тупое животное и мудреца, недочеловека и сверхчеловека. Название второго романа неизбежно ассоциируется со словосочетанием «коричневая чума», и поэтому принято считать, что «Чума» - аллегория Второй Мировой Войны и французского Сопротивления. Декларировав нелепость и равнодушие к человеческой судьбе мира, в котором людям приходится прожить свою единственную жизнь, мира, в котором нет места Богу и поэтому «всё позволено», писатель утверждает, что есть всё-таки нечто, что заставляет человека оставаться моральным. Источником морального поведения человека, согласно Камю, является сам человек, с его волей, с его чувством справедливости, с его прихотями, в конце концов. Задумайся, читатель! Нет ли здесь страшной ошибки? Камю говорит об абсурдности существования, но – откуда в человеке понятие о смысле, почему человек какого-то смысла взыскует и жить без него не хочет, если никакого смысла в мире нету? Откуда могла родиться в человеке эта жажда чего-то никогда не бывшего и быть не могущего? Да и говоря о "бунтующем человеке", Камю явно пытается говорить не только и не столько о социально-экономических, биологических, психоаналитических и т.п. корнях бунта, но именно и прежде всего о бунте метафизическом, о радикальном противопоставлении человеком себя – всему миру. Откуда такие силы, и во имя чего возможен бунт? Ответ на этот вопрос может быть только все тот же, и для Камю этот ответ недоступен по причине их атеистической установки, характерной для экзистенциализма.
|