Леонардо да Винчи (1452—1512) —  яркий пример «универсального человека».

 

1

 Среди титанов Возрождения Леонардо был, быть может, самым крупным. И, несомненно, был самым разносторонним. Его биограф, Вазари,  не знал, какой подобрать для него эпитет попышнее, и называл его то небесным, то божественным. Для современников Леонардо был очень большой художник с бесконечными и непонятными причудами, который готов был бросить кисть по всякому, иной раз совершенно пустому поводу и творчество которого дало поэтому чрезвычайно скудные плоды.

 

Эпоха Возрождения — это повышение интереса к географии,  экономике и технике. География должна была помогать торговле, экономика и техника должны были рационализировать промышленность.

 

2, 3

 В юные годы он был отдан в обучение живописцу и скульптору Верроккьо, мастерская которого находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции.

 

4

 Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

 

5

 Живопись и скульптура Верроккьо, руководящего художника этой поры, искали научных принципов. Это сближало художников с учеными. Искусство становилось наукой. В мастерской Верроккьо он пишет картину "Благовещение"

 

6-9

 Но Леонардо было мало той науки, которая культивировалась в мастерской Верроккьо, и он уходит в физику, математику...  Вот он изучает падающий свет на голову человека (1487-1490 годы); изучает принципы полёта птицы, думает над методом измерения силы крыла; исследует цепную передачу; изучает пропорции человека.

Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Большинство трудов он написал левой рукой справа налево, т.е. зеркально.

 

10-12

 Однако не порывает с искусством: создаёт "Тайную Вечерю", малые формы (1495-1499 годы).
Слава о “Тайной вечере” гремела по всей Италии; его немедленно засыпали художественными заказами, но он едва удосужился сделать несколько набросков; он был занят, главным образом, техническими вопросами — каналы, порт, гидравлические работы — вот то, что Леонардо любил.

 

13

 В “Трактате о живописи” есть у Леонардо похвальное слово человеческому глазу:  “Неужели не видишь ты, что глаз объемлет красоту всего мира... Он направляет и исправляет все искусства человеческие, двигает человека в разные части света. Он — начало математики. Способности его несомненнейшие. Он измерил высоту и величину звезд. Он нашел элементы и их место... Он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись. О превосходнейшее из всех вещей, созданных богом! Какие хвалы в силах изобразить твое благородство! Какие народы, языки сумеют хотя бы отчасти описать истинное твое действие!”

14

 А что можно сказать о его картине Мона Лизы — Джоконды? Шедевр или картина в ряду хороших произведений искусства?…