Басни Ивана Андреевича Крылова
в изображении
Валентина Александровича Серова
С 1895 года до самой смерти в 1911 году Валентин Серов трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И.А.Крылова.
98 рисунков Серова к басням Крылова вошли в сборник, изданный в 1951 году.
СВИНЬЯ.Свинья на барский двор
когда-то затесалась; Не дай бог никого
сравненьем мне обидеть! |
Это не обычная свинья, а Свинья с большой буквы, воплощение всего «свинского», чудовище, надвигающееся с фатальной неотвратимостью. |
ВОРОНА И ЛИСИЦА.Уж сколько раз твердили
миру, Вороне где-то бог послал
кусочек сыру; Вещуньина с похвал
вскружилась голова, |
Сложным, затейливым поворотом лисьей фигуры здесь вырисовано хитроумие и коварство льстивой плутовки. Лиса увидена с той точки, где находится ворона, поза которой – олицетворение удручающей тупости. |
МЕЛЬНИК.У Мельника вода плотину прососала, Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьет, как из ведра. Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!" А Мельник говорит: "Далеко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата". Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда, пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. "Негодные! - кричит, - хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли ее здесь вдосталь допивать". И в них поленом хвать. Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошел в свое подворье.
Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? |
|
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ.Что волки жадны, всякий
знает; |
Грубиян-волк, растопыривший лапы, готов сожрать хрупкого журавля. Журавль вот-вот будет съеден, об этом свидетельствует неустойчивость его позы. И пощады не стоит ожидать; волк самодоволен, он крепко стоит на земле. Эта басня Крылова повествует о небагодарности, но рисунок Серова говорит о большем, о вечном конфликте материального и духовного, вульгарного и элитарного.
|
ТРИШКИН КАФТАН.У Тришки на локтях кафтан продрался. Что долго думать тут? Он за иглу принялся: По четверти обрезал рукавов - И локти заплатил. Кафтан опять готов; Лишь на четверть голее руки стали. Да что до этого печали? Однако же смеется Тришке всяк, А Тришка говорит: "Так я же не дурак И ту беду поправлю: Длиннее прежнего я рукава наставлю". О, Тришка малый не простой! Обрезал фалды он и полы, Наставил рукава, и весел Тришка мой, Хоть носит он кафтан такой, Которого длиннее и камзолы.
Таким же образом, видал я, иногда Иные господа, Запутавши дела, их поправляют, Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют, |
|
ОБОЗ. без рисункаС горшками шёл Обоз, |
Серов: — Долго пришлось искать в натуре случай со спуском с горы груженой телеги и затяжкой лошадиной головы в хомуте…
|
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД.Голодная кума Лиса залезла в сад; |
В рисунке «Лисица и виноград» плутовка изображена в несвойственной ей позе, на задних лапах; это – балетный танец, «па-де-де с виноградом»; вся композиция рисунка напоминает сцену с декорациями, узор листьев вверху – поднятый занавес. |
КВАРТЕТ.Проказница-Мартышка, |
|
КРЕСТЬЯНИН И РАЗБОЙНИК.Крестьянин, заводясь домком, Купил на ярмарке подойник да корову И с ними сквозь дуброву Тихонько брел домой проселочным путем, Как вдруг Разбойнику попался. Разбойник Мужика как липку ободрал. "Помилуй, - всплачется Крестьянин, - я пропал, Меня совсем ты доконал! Год целый я купить коровушку сбирался: Насилу этого дождался дня". "Добро, не плачься на меня, - Сказал, разжалобись, Разбойник. И подлинно, ведь мне коровы не доить; Уж так и быть, Возьми себе назад подойник". |
|
ВОРОНА.Когда не хочешь быть смешон, Держися звания, в котором ты рожден. Простолюдин со знатью не роднися: И если карлой сотворен, То в великаны не тянися, А помни свой ты чаще рост, Утыкавши себе павлиным перьем хвост, Ворона с Павами пошла гулять спесиво - И думает, что на нее Родня и прежние приятели ее Все заглядятся, как на диво; Что Павам всем она сестра И что пришла ее пора Быть украшением Юнонина двора. Какой же вышел плод ее высокомерья? Что Павами она ощипана кругом, И что, бежав от них, едва не кувырком, Не говоря уж о чужом, На ней и своего осталось мало перья. Она было назад к своим; но те совсем Заклеванной Вороны не узнали, Ворону вдосталь ощипали, И кончились ее затеи тем, Что от Ворон она отстала, А к Павам не пристала.
Я эту басенку вам былью поясню. Матрене, дочери купецкой, мысль припала, Чтоб в знатную войти родню. Приданого за ней полмиллиона. Вот выдали Матрену за барона. Что ж вышло? Новая родня ей колет глаз Попреком, что она мещанкой родилась. А старая за то, что к знатным приплелась: И сделалась моя Матрена Ни Пава, ни Ворона |
|
ЛЕВ И ВОЛК.Лев убирал за завтраком ягненка; А собачонка, Вертясь вкруг царского стола, У Льва из-под когтей кусочек урвала; И Царь зверей то снес, не огорчась нимало: Она глупа еще и молода была. Увидя то, на мысли Волку вспало, Что Лев, конечно, не силен, Коль так смирен: И лапу протянул к ягненку также он. Ан вышло с Волком худо: Он сам ко Льву попал на блюдо. Лев растерзал его, примолвя так: "Дружок, Напрасно, смотря на собачку, Ты вздумал, что тебе я также дам потачку: Она еще глупа, а ты уж не щенок!" |
|
ОСЕЛ И МУЖИК. без рисункаМужик на лето в огород Наняв Осла, приставил Ворон и воробьев гонять нахальный род. Осел был самых честных правил: Ни с хищностью, ни с кражей незнаком, Не поживился он хозяйским ни листком И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку; Но Мужику барыш был с огорода плох. Осел, гоняя птиц, со всех ослиных ног, По всем грядам и вдоль и поперек Такую поднял скачку, Что в огороде все примял и притоптал. Увидя тут, что труд его пропал, Крестьянин на спине ослиной Убыток выместил дубиной. "И ништо! - все кричат, - скотине поделом! С его ль умом За это дело браться?"
А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться; Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет), Но, кажется, не прав и тот, Кто поручил Ослу стеречь свой огород. |
Серов: — А что, получилось этот фррр... вылет птичуры из капусты в коноплю ?…
|
МАРТЫШКА И ОЧКИ.Мартышка к старости слаба
глазами стала; К несчастью, то ж бывает у
людей: |
|
ФИЛИН И ОСЕЛ. без рисункаСлепой Осел в лесу с дороги сбился (Он в дальний путь было пустился). Но к ночи в чащу так забрел мой сумасброд, Что двинуться не мог ни взад он, ни вперед. И зрячему бы тут не выйти из хлопот, Но Филин вблизости, по счастию, случился И взялся быть Ослу проводником. Все знают, Филины как ночью зорки: Стремнины, рвы, бугры, пригорки, Все это различал мой Филин будто днем И к утру выбрался на ровный путь с Ослом. Ну, как с проводником таким расстаться? Вот просит Филина Осел, чтоб с ним остаться, И вздумал изойти он с Филином весь свет. Мой Филин господином Уселся на хребте Ослином, И стали путь держать; счастливо ль только? Нет: Лишь солнце на небе поутру заиграло, У Филина в глазах темнее ночи стало. Однако ж Филин мой упрям; Ослу советует и вкось и впрям. "Остерегись! - кричит, - направо будем в луже". Но лужи не было, а влево вышло хуже. "Еще левей возьми, еще левее шаг!" И - бух Осел, и с Филином, в овраг, |
|
КОТ И ПОВАР. без рисункаКакой-то Повар, грамотей, |
|
ЩУКА.На Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи, невдалеке сбирались; На ближнем их лугу пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые, да два иль три Козла; Для должного ж в порядке дел надзора Им придана была Лиса за Прокурора. И слух между народа шел, Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол; Со всем тем, не было в судьях лицеприязни, И то, сказать, что Щукиных проказ Удобства не было закрыть на этот раз. Так делать нечего: пришло писать указ, Чтоб виноватую предать позорной казни И, в страх другим, повесить на суку. "Почтенные судьи! - Лиса тут приступила. - Повесить мало, я б ей казнь определила, Какой не видано у нас здесь на веку: Чтоб было впредь плутам и страшно и опасно - Так утопить ее в реке". - "Прекрасно!" - Кричат судьи. На том решили все согласно, И Щуку бросили - в реку! |
Серов говорил про людей: «Скучные они,
ужас, до чего скучные, - звери лучше; и красивее, и веселее, и просто
лучше». |
То, что В. А. Серов обратился к басням, не было неожиданностью, его непременно должен был привлечь их острый юмор, который очень ценил художник в жизни.
Еще в 1895 году Анатолий Иванович Мамонтов задумал издать басни Крылова с иллюстрациями Серова.
Хотя издание не было осуществлено, художник сделал большое количество великолепных зарисовок и законченных иллюстраций.
Серов отбросил все сюжеты, не поддающиеся упрощению до конца, не вмещающиеся в лимиты легкого карандашного контура.
Издание планировалось составить из двенадцати листов: «Обоз», «Ворона и Лисица», «Мельник», «Волк и Журавль», «Тришкин кафтан», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Ворона», «Лев и Волк», «Осел и Мужик», «Мартышка и очки», «Щука».
Для своих рисунков Серов изучал обстановку для каждой басни и делал бесконечное количество набросков с натуры.
Для басни «Волк и Журавль» он объездил все окрестные места станции Домотканово, в которых обычно держались волки.
Для басни «Крестьянин и Разбойник» он долго искал по всем пустошам, выгонам и лесам тощую, комолую коровенку и рисовал ее и всех действующих лиц, ставя натуру.
Для басни «Ворона и Лисица» он приставил лестницу к громадной старой ели на краю парка и, взобравшись на один из верхних суков, на котором, по его представлению, должна была сидеть ворона, делал с него зарисовки.
При выполнении рисунков к басням Крылова Серов стремился к предельной лаконичности. Сначала он думал выполнить их офортом, но потом решил, что офорт суховат, и долго искал другой манеры. Сохранилось несколько иллюстраций к басням, выполненных офортом. В конце концов он решил применить к ним возможно более лаконичный прием: рисовать более подробно только самые главные действующие фигуры, тогда как второстепенные фигуры и обстановка должны были быть едва намечены. Так, в рисунке к басне «Крестьянин и Разбойник» он нарисовал только две человеческие фигуры и корову, а для того, чтобы дать понятие о том, что дело происходит в лесу, были чуть-чуть намечены два-три ствола деревьев и несколько листьев.
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ФОН ДЕРВИЗ
Рисунки к басням Крылова — одно из тех немногих подлинно великих созданий, которые, хотя и отталкиваются от литературного наследия гениального писателя, в то же время имеют совершенно самостоятельное значение. По богатству содержания, остроте наблюдения, сверкающему юмору и народности они адекватны крыловским басням.
Крылов нашел в баснях идеальное, доступное народу содержание и облек его в совершенную, предельно народную форму. Отсюда необычайная популярность и актуальность крыловских басен, отсюда и множество известных стихов, речений и оборотов, законно превращенных в народные поговорки. И Серов нашел им достойное воплощение в своих рисунках.
И.Э. ГРАБАРЬ