Романс

 

Термин возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на романском, а не латинском языке (романские языки – исп., франц., португ., каталон. и др.).
До нашего времени дошло около 50 романсов, созданных во второй половине XV – начале XVI вв. Среди них – как песни для одного голоса в сопровождении лютни, так и 2-х и 3-х голосные вокальные пьесы для хора. Со второй половины XV в. в Испании начала распространяться разновидность романса – сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, отличающаяся особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента.

В XVIII в. во Франции и Германии романсом стали именоваться сказки и рассказы с «романтическими» сюжетами. В это же время вокальные романсы стали имитироваться в инструментальной музыке (яркие примеры – 2 романса для скрипки с оркестром Бетховена – соч.40 и 50; романс из фортепьянного концерта №466 Моцарта; 2-я часть 1-го фортепианного концерта Шопена). Возникли романсы – миниатюрные характерные пьесы (романс Шумана, соч.28).

 

Романс Шопен, из. соч.11

4-15

В XIX в. романс, как сольная лирическая пьеса для голоса с инструментальным сопровождением,  завоевал Европу и оттуда попал в Россию, где распространился на песни, предназначенные для домашнего исполнения. В сравнении с песней в романсе используются более сложные средства выразительности и музыкальной композиции (песня отличается простотой формы, поэтому имеет народный характер). Во Франции создалось такое разделение: романс – песня чувствительного оттенка, шансон – игривая песня. Некоторые романсы имеют характер элегии, баллады… Элегия (жалобная песнь) – пьеса печального или задумчивого характера:

 

Под камнем могильным… Карпани  Бетховен   Ф.Шаляпин

3-40

Баллада – песнь о драматических событиях… Вот пример:

 

Ночной смотр  В. Жуковский(1836)   Глинка(1836)   Ф.Шаляпин

4-06

Огромное значение в романсе играет поэтический текст.

На поэтической вершине XIX в. патриархом стоит В.Жуковский

 

Воспоминание  В. Жуковский(1816)   ?(Алябьев-1818, Норов-1829, Агренев-Славянский-1911)    Е.Смолянинова

3-16

За Жуковским несомненно следует поэзия А.С.Пушкина:

 

Пророк   А.С.Пушкин  Римский-Корсаков   Ф.Шаляпин

4-24

А далее – Лермонтов !? В чистой поэзии – да, но от Пушкина до Лермонтова прошла целая плеяда поэтов, музыкальность поэзии которых выразилась в романсах: Дельвиг, Баратынский, Кукольник, Алексей Кольцов:

 

Не искушай меня…(Разуверение)    Евг. Баратынский(1821)   М.Глинка(1825-дуэт) (Дюбюк-1858, Бюхнер-1858)  Козловский и Нежданова

4-18

Сомнения   Н.Кукольник(1838)   М.Глинка(1838)   Ф.Шаляпин

5-10

Если встречусь с тобой…(Песня) Алексей Кольцов(1827)   М.Глинка(1840)    И.Архипова

1-12

Совсем неизвестен нам поэт и прозаик Евгребёнка(1812-1848). Тем не менее, закончив Нежинскую гимназию через 3 года после Н.В.Гоголя он и в литературе пошел по стопам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», используя сюжеты народных украинских преданий: «Малороссийские присказки»(1834), «Рассказы пирятинца»(1837) очень даже «нравились читающей публике». Поэтическое наследие – лишь около 40 стихотворений, но одно из них стало популярным «цыганским» романсом:

 

Очи чёрные, очи страстные…   Е.Гребёнка(1843)   С.Гердель   О.Погудин

3-05

На стихи М.Лермонтова создано много романсов, после Жуковского он едва ли не самый романсный поэт, в результате  за полтора столетия создано огромное количество вокальных произведений на его стихи.

 

Молитва   М.Лермонтов(1837)   (Варламов-1843, Огарев-1854, Булахов-дуэт 1856, Шеффер-хор 1893)     Е.Смолянинова

5-31

Графиня Евдокия Ростопчина, родившись под одной звездой с Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым стала достойной представительницей женской поэзии; и русские композиторы создали более 40 романсов и песен на ее стихи…

 

Свадебная песня    Евдостопчина   М.Глинка(1839)    С.Лемешев

3-07

 

Утро туманное…(В дороге)    И.С.Тургенев(1843)   (Катуар-1888, Пригожий-1890-е, Гедике-1903, Абаза)  Вика Цыганова

3-12

Я встретил вас…    Ф.Тютчев(1870)   Шереметев(1898) (Донауров-1871)    О.Погудин

3-03

На заре ты её не буди   А.Фет(1842)    Варламов(1842) (Блейхман-1895)       О.Погудин

2-23

Яков Полонский – поэт, автор слов популярного «цыганского» романса «Мой костер в тумане светит», но его лирика, «очищенная от злобы дня», нашла воплощение во многих романсах: Чайковского, Рубинштейна. Кюи, Танеева, Гренчанинова

 

Когда в предчувствии…   Я.Полонский    ???    И.Юрьева

2-31

А далее были поэты, звезда которых светила не столь ярко, но композиторы выделили через свои романсы их лучшие произведения, и родились шедевры:

«Средь шумного бала…» на стихи Алексея Толстого,

«Что шумишь, качаясь…» - Ивана Сурикова,

«День ли царит…» - Александра Апухтина

 

И переходя в век 20-й и дальше:

 

Классические розы    Северянин    ???   Ж.Бичевская

3-20

Романс   Евгачурин 

2-57