Романс
Термин возник в Испании в средние века и первоначально
обозначал бытовую песню на романском, а не латинском языке (романские языки –
исп., франц., португ., каталон. и др.).
До нашего времени дошло около 50 романсов, созданных во второй половине XV – начале XVI вв. Среди них – как песни для одного
голоса в сопровождении лютни, так и 2-х и 3-х голосные
вокальные пьесы для хора. Со второй половины XV в. в Испании
начала распространяться разновидность романса – сольная лирическая песня с
инструментальным сопровождением, отличающаяся особой тонкостью и выразительным
разнообразием аккомпанемента.
В XVIII в. во Франции и Германии романсом стали именоваться сказки и рассказы с «романтическими» сюжетами. В это же время вокальные романсы стали имитироваться в инструментальной музыке (яркие примеры – 2 романса для скрипки с оркестром Бетховена – соч.40 и 50; романс из фортепьянного концерта №466 Моцарта; 2-я часть 1-го фортепианного концерта Шопена). Возникли романсы – миниатюрные характерные пьесы (романс Шумана, соч.28).
Романс Шопен, из.
соч.11
4-15
В XIX в. романс, как сольная лирическая пьеса для голоса с инструментальным сопровождением, завоевал Европу и оттуда попал в Россию, где распространился на песни, предназначенные для домашнего исполнения. В сравнении с песней в романсе используются более сложные средства выразительности и музыкальной композиции (песня отличается простотой формы, поэтому имеет народный характер). Во Франции создалось такое разделение: романс – песня чувствительного оттенка, шансон – игривая песня. Некоторые романсы имеют характер элегии, баллады… Элегия (жалобная песнь) – пьеса печального или задумчивого характера:
Под камнем могильным… Карпани
Бетховен Ф.Шаляпин
3-40
Баллада – песнь о драматических событиях… Вот пример:
Ночной смотр В. Жуковский(1836) Глинка(1836) Ф.Шаляпин
4-06
Огромное значение в романсе играет поэтический текст.
На поэтической вершине XIX в. патриархом стоит В.Жуковский
Воспоминание В. Жуковский(1816) ?(Алябьев-1818, Норов-1829, Агренев-Славянский-1911) Е.Смолянинова
3-16
За Жуковским несомненно следует поэзия А.С.Пушкина:
Пророк А.С.Пушкин
Римский-Корсаков Ф.Шаляпин
4-24
А далее – Лермонтов !? В чистой поэзии – да, но от Пушкина до Лермонтова прошла целая плеяда поэтов, музыкальность поэзии которых выразилась в романсах: Дельвиг, Баратынский, Кукольник, Алексей Кольцов:
Не искушай меня…(Разуверение) Евг. Баратынский(1821) М.Глинка(1825-дуэт) (Дюбюк-1858, Бюхнер-1858) Козловский и
Нежданова
4-18
Сомнения Н.Кукольник(1838) М.Глинка(1838) Ф.Шаляпин
5-10
Если встречусь с тобой…(Песня)
Алексей Кольцов(1827)
М.Глинка(1840) И.Архипова
1-12
Совсем неизвестен нам поэт и прозаик Евг.Гребёнка(1812-1848). Тем не менее, закончив Нежинскую гимназию через 3 года после Н.В.Гоголя он и в литературе пошел по стопам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», используя сюжеты народных украинских преданий: «Малороссийские присказки»(1834), «Рассказы пирятинца»(1837) очень даже «нравились читающей публике». Поэтическое наследие – лишь около 40 стихотворений, но одно из них стало популярным «цыганским» романсом:
Очи чёрные, очи страстные… Е.Гребёнка(1843) С.Гердель О.Погудин
3-05
На стихи М.Лермонтова создано много романсов, после Жуковского он едва ли не самый романсный поэт, в результате за полтора столетия создано огромное количество вокальных произведений на его стихи.
Молитва М.Лермонтов(1837) (Варламов-1843, Огарев-1854, Булахов-дуэт 1856, Шеффер-хор
1893) Е.Смолянинова
5-31
Графиня Евдокия Ростопчина, родившись под одной звездой с Жуковским, Пушкиным, Лермонтовым стала достойной представительницей женской поэзии; и русские композиторы создали более 40 романсов и песен на ее стихи…
Свадебная песня Евд.Ростопчина М.Глинка(1839) С.Лемешев
3-07
Утро туманное…(В дороге) И.С.Тургенев(1843) (Катуар-1888, Пригожий-1890-е, Гедике-1903, Абаза) Вика Цыганова
3-12
Я встретил вас… Ф.Тютчев(1870) Шереметев(1898) (Донауров-1871) О.Погудин
3-03
На заре ты её не буди А.Фет(1842)
Варламов(1842) (Блейхман-1895) О.Погудин
2-23
Яков Полонский – поэт, автор слов популярного «цыганского» романса «Мой костер в тумане светит», но его лирика, «очищенная от злобы дня», нашла воплощение во многих романсах: Чайковского, Рубинштейна. Кюи, Танеева, Гренчанинова…
Когда в предчувствии… Я.Полонский ??? И.Юрьева
2-31
А далее были поэты, звезда которых светила не столь ярко, но композиторы выделили через свои романсы их лучшие произведения, и родились шедевры:
«Средь шумного бала…» на стихи Алексея Толстого,
«Что шумишь, качаясь…» - Ивана Сурикова,
«День ли царит…» - Александра Апухтина…
И переходя в век 20-й и дальше:
Классические розы Северянин ???
Ж.Бичевская
3-20
Романс Евг.Бачурин
2-57