Пасха – источник радости!

 

Как рассказывает книга Исхода, праздник Пасхи был установлен повелением Божиим ветхозаветному пророку Моисею в память избавления израильтян из плена и спасения от казней, поразивших Египет. Еврейское слово Песах и означает «миновение», т.е. избавление, спасение народа. В этот день приносили в жертву непорочного ягненка (по-славянски - агнца).

На Песах весь народ Божий стремился со всего мира в Иерусалимский храм, и каждый год во время своего земного служения приходил сюда Христос с учениками. Еще пророк Исайя и Иоанн Креститель видели в пасхальном агнце прообраз Спасителя – Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Об этом же пишет впоследствии и апостол Павел: «Пасха (агнец) наша - Христос, был заклан».

 

Видео: картина «Явление Христа народу». 1837-57. Иванов А.А. Холст, масло. 540 x 750 см

«Иоанн сказал: Вот, агнец Божий, который берет на себя грех мира; сей есть, о котором я сказал: За мною идет муж, который стал впереди меня, потому что он был прежде меня. Я не знал его, но для того пришел крестить в воде, чтобы он явлен был Израилю…

Он-то, идущий за мной, но который встал впереди меня; я не достоин развязать ремень у обуви его…

Иоанн Креститель, которого почитали пророком, новым Илеей, собрал вокруг себя народ и вдохновен­ными словами заставляет их следовать за Иисусом… Его глаза – горят, руки – воздеты, пламенные слова срываются с языка, вокруг того, на которого он с таким жаром показывает… Тишина…

Все еще впереди: и ученики, которые пока стоят около Иоанна; и чудеса; и радость; и страдания».

 

На Тайной вечери, которая была последней пасхальной трапезой в земной жизни Господа, Он установил Таинство Церкви – Евхаристию, как воспоминание Его спасительной жертвы.

 

Видео: картина «Тайная вечеря» 1839(49?). Бруни Ф.А. Русский музей. Холст, масло. 200x200 см

«… взял хлеб, и благословив, преломил, и раздал ученикам, сказав: Примите, ядите, сие есть тело мое… и взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: Пийте от нея, вси, ибо сия есть кровь моя, Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Вот, слова, повторяемые на литургии уже в течение многих веков; каждый раз они звучат так, как бы сказаны в первый раз».

 

В Гефсиманском саду начинаются страдания Христа. Здесь Он провел последние часы Своей земной жизни в молитве к Отцу. Евангелист Лука, врач по образованию, описывает облик Христа в эти минуты с предельной точностью. Он говорит, что когда Христос молился, то кровь, как капли пота, стекала по лицу Его. Это явление известно медикам. Когда человек находится в состоянии крайнего нервного или психического напряжения, то иногда - (крайне редко) такое бывает. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком случае действительно образуются крупные капли крови, которые стекают по лицу человека.

 

Видео: картина «Моление о чаше». 1834-36. Бруни Ф.А. ГТГ. Холст, масло. 246 x 134.5 см

«… в эти последние минуты, скорбя, преклонив колени, он молится: Отец мой! Если возможно, да минует меня чаша сия. Впрочем, не как яхочу, но как ты. Вот она, эта чаша. Она так близка, что становится види­мой».

 

Затем последовал суд... и Голгофа… 

Голгофа - невысокий холм за городскими стенами Иерусалима. На нем  постоянно стояло несколько столбов для совершения казней. По обычаю, приговоренный к распятию должен был на себе нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной. Такую балку нес на себе и Христос, но, как говорит Евангелие, не сумел донести ее до Голгофы. Он был слишком обессилен. Ведь в ночь перед этим Христа уже один раз подвергли казни: его бичевали.

 

Видео: из фильма «Бен Гур».

 

Видео: картина «Христос во гробе». 1820-е Боровиковский В.Л.. Картон, масло, 30,5×47см.

         картина «Воскресение». 1890. Нестеров М.В. ГТГ. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40.9x34 см

 

 

«По прошествии субботы, ночью, уже на третий день после своих страданий и смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Вид его был как молния, и одежда – белая, как снег. Жены-мироносицы, пришедшие в рассветном полумраке, узнали о случившемся, увидев пустую гробницу и ангела в ней.

Событию не было свидетелей. Воины, охранявшие гробницу по приказу Синедриона, пали в трепете и стали как мертвые…

В воспоминание этого события каждый седьмой день мы зовем Воскресением!».

 

 

Видео: из фильма «Библейские сказания. Иисус».

 

Аудио: «Ангел вопияше»

 

По Воскресении и Вознесении Господа в день Пятидесятницы благодатью Святого Духа родилась Церковь, и каждую неделю Церковь стала собираться на Евхаристию, вспоминая Крест и Воскресение Господа, и возвещая Его Второе пришествие. Сам этот день, который ранее назы­вался первым днем или днем Солнца (Sunday), получил наименования – Воскресения или дня Господня. Со дня Пятидесятницы уже почти две тысячи лет каждое воскресенье в Церкви совершается Евхаристия, каждое воскресение – Пасха Господа Иисуса Христа!

Первые века это в полном смысле была Пасха, т.к. на каждую Евхаристию собирались все кто мог, практически вся Церковь, и Евхаристия соединялась с праздничным и благотворитель­ным пиром - агапой.

Со временем, когда еженедельная Евхаристия перестала собирать всех членов Церкви, которая значительно возросла численно и стала государственной в Римской империи, особенное значение приобрел именно ежегодный праздник Пасхи. Он стал главным праздником.

Для подготовки к этому празднику был установлен длительный Великий Пост, во время которого было принято усиленно говеть и приступать к причастию. Особым образом была выде­лена неделя перед Пасхой – Страстная. Центральным событием безусловно является пасхальное богослужение – полунощница, утреня с крестным ходом и христосованием (целованием), часы и Евхаристия. Почти вся служба состоит из песнопений, самые главные из которых принадлежат св. Иоанну Дамаскину, царские врата открыты, бывает целодневный колокольный звон, храмы украшены. Освящают пасхальные яства – куличи, пасхи, крашеные яйца.

 

И.А.Шмелев. «Лето Господне»:

«Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него — все волшеб­ное. Вот — с растягивающимся жирным червячком; у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое — отца. Чудесная панорамка в нем...

За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказы­вала мне няня, что если смотреть за стеклышко, долго-долго, увидишь живого ангелочка.

Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Млеет в моих глазах, — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое... — Б о г?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко, — и усыпляющий перезвон качает меня во сне».

 

 

Московские храмы Воскресения Христова в XIX в. и ныне:

Церковь Воскресения Христова в Пленницах (Андреевский монастырь)

Церковь Воскресения Христова в Кадашах (Замоскворечье)

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках

Церковь Воскресения Христова на Семеновском

Церковь Воскресения Христова  ин-те Склифосовского

Церковь Воскресения Христова в Шереметьеве

 

 

Федор Тютчев. День православного востока.

 

День православного Востока,
Святой, святой, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
 
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
 
Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя,-
 
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она...
 
О, дай болящей исцеленье,
Отрадой в душу ей полей,
Чтобы в Христово воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней...

Апрель 1872