Тема Екклесиаста в поэзии Серебряного века
Серебряный век – особая эпоха в русской культуре, которую одни исследователи называют декадансом (от. фр. Decadenc – «упадок»), другие – «русским ренессансом или модернизмом.
Но вот как осмысливал это культурное явление русский философ Николай Бердяев: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму…». Но изначально появились элементы упадочности и поэтому культурный ренессанс сопровождался чувством гибели старой России. Были возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости… Произведения поэтов Серебряного века, осмысливавших противоречия кризисной революционной эпохи, удивительным образом соприкасались с главной темой Екклесиаста, одной из библейских книг, поднимающей вопрос о человеческом счастье. Книга Екклесиаст занимает в Библии особое место, обусловленное ее содержанием – опровержением традиционной мудрости, скепсисом, основанном на размышлении автора о суетности и пустоте земной жизни. Раздумья над смыслом жизни, в духе Екклесиаста, были свойственны и русским поэтам Серебряного века.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета. Так начинается пролог знаменитой библейской книги. Десятки раз встречается в этой книге слово хэвел. Оно обозначает дуновение ветра, выдох, легкий пар, т.е. нечто бессмысленное и пустое, ничтожное и мимолетное; хотя взятое для перевода современное слово суета означает совсем другое – прежде всего активную, но суматошную деятельность
Что пользы человеку от всех
трудов его, которыми трудился он под солнцем?
Род уходит, и род приходит, а земля остается навек.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту восхода.
Идет ветер к югу, и меняется к северу, кружится, кружится, и возвращается на
круги своя.
Все реки текут в море, но не переполняется оно; откуда текут потоки, туда и
возвращаются, чтобы течь снова.
Все вещи – в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око
зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было – то и будет; что случалось, то и будет, и нет ничего нового под
солнцем.
Порой говорят: «смотри – это новое!»; но и это было уже в веках.
Читая эти строки, невольно начинаешь жить особым ритмом и настроением автора. На что жалуется автор? На ту самую стабильность возвращающегося к себе космоса. на скоротечность жизни человека, которая подобна дуновению, пару – «Что есть жизнь ваша? - спрашивает апостол Иаков. - Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий».
И такой же взгляд на мир, только в иной эмоциональной картине, обнаруживает Александр Блок в своем стихотворении:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Если у Екклесиаста свой художественный ряд – динамичный: солнце, ветер, река,
то у Блока свой, но статичный: улица, фонарь, аптека; но он тоже передает
чувство обыденности, тоски, замкнутости человека в круговорот земных вещей, из
которого – Исхода нет!
Далее Екклесиаст продолжает:
Устремился я сердцем к тому, чтобы изучить и разведать мудростью все, что
делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог людям.
И видел я все дела, какие творятся под солнцем, и всё – суета и томление духа!
Нужно сказать, что слово руах может переводиться и как дух, и как ветер; тогда мы слышим знакомое выражение – гоняться за ветром.
И этот ребус смысла жизни силится разгадать Иннокентий Анненский в своем глубоком, отчаянном стихотворении:
Тупые звуки
вспышек газа
Над мертвой яркостью голов,
И скуки черная зараза
От покидаемых столов,
И там среди зеленолицых,
Тоску привычки затая,
Решать на выцветших страницах,
Постылый ребус бытия.
Тему Екклесиаста продолжает другой поэт – Георгий ИвАнов:
Медленно и неуверенно
Месяц встает над землей
Чёрные ветки качаются,
Пахнет весной и травой.
И отражается в озере,
И холодеет на дне
Небо, слегка декадентское,
В бледно-зелёном огне.
Всё в этом мире по-прежнему.
Месяц встаёт, как вставал,
Пушкин именье закладывал
Или жену ревновал.
И ничего не исправила,
Не помогла ничему,
Смутная,чудная музыка
Слышная только ему.
Здесь – «Всё в этом мире по-прежнему. Месяц встаёт, как вставал», как эхо Екклесиаста – «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту восхода,... и нет ничего нового под солнцем».
Здесь чувство безысходности, обреченности жизни еще усиливается воспоминанием жизни гениального Пушкина, который и сам подобные чувства изливал в своем творчестве, например:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Однозвучный – т.е. бесконечно повторяющийся; жизни шум – суть, суета, тщета жизни.
Другой поэт – Осип Мандельштам обращается
к иным строкам Екклесиаста:
Я сказал себе: «Давай же испытаю тебя весельем, чтобы ты изведал счастье!»
Но вот, и это – суета.
О смехе сказал я: «Безумие!», а о веселье: «К чему оно?»
Решил я испытать свое тело вином и, храня в сердце мудрость, предаться неразумию,
чтобы увидеть, в чем счастье людей – что стоит им делать под небом, пока они
живы.
Великие дела сотворил я: построил себе дома, и насадил виноградники;
устроил сады и рощи, где посадил все плодовые деревья;
устроил пруды, чтобы поливать деревья в роще;
купил рабов и рабынь…
Я стал велик и богат, превзойдя всех, кто жил в Иерусалиме до меня;…
И взглянул я на дела рук своих, на труды, совершенные мною, и вот, всё – суета, всё – погоня за ветром, и ни в чем нет пользы под солнцем.
И Осип Мандельштам взывает:
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.
Там где эллину сияла
Красота,
Мне из черных дыр зияла
Срамота.
Греки сбондили Елену
По волнам,
Ну а мне - соленой пеной
По губам.
По губам меня помажет
Пустота,
Строгий кукиш мне покажет
Нищета.
Ой-ли, так-ли, дуй-ли, вей-ли, -
Все равно.
Ангел Мэри, пей коктейли,
Дуй вино!
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Все лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.
Итак, каждый из представленных поэтов Серебряного века задавался теми же вопросами, что и Екклесиаст; свои размышления все они облекали в форму лирического стихотворения, но окончательные выводы поэтов и мудреца принципиально различны.
В стихотворениях Анненского, Блока, ИвАнова, Мандельштама слышны разочарование, безысходность; а Екклесиаст, не закрывая глаз на однообразие земной жизни, на торжество зла в мире и обреченность праведников, призывает любить добро и веселиться в жизни, помня о Создателе всего:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру…
Веселись, юноша, пока ты молод; в дни юности пусть радует
тебя твое сердце; ступай куда влечет тебя сердце, куда глаза твои смотрят, но
знай: за всё это приведёт тебя Бог на суд…
В юности помни Творца, пока не настали злые дни и годы, о которых скажешь «не
хочу их»..
Выслушаем заключение: бойся Бога и заповеди его соблюдай, ибо в этом – весь человек.
Всякое дело приведет Бог на суд – всё сокрытое, и доброе
и злое.
Были использованы материалы с сайтов:
http://www.stihophone.ru/ - "Медленно и неуверенно...."Георгий Иванов Актёрская мелодекламация Павел Морозов; музыка: Jennifer Athena
http://audiobook-draleshin.rpod.ru/ - А.Блок Ночь улица фонарь аптека Читает Док Алёшин