Джованни Ребода, Происхождение вилки: история правильной еды

 

(С.31)…Любопытно отметить, что вместе с пастой получает рас­пространение и вилка. Этот прибор будет использоваться именно для поедания пасты начиная с эпохи Средневеко­вья и, по крайней мере, до второй половины XVI века. В инвентарных ведомостях знаменитейших замков, нахо­дившихся вне границ средиземноморской культурной сре­ды, например, в документах замка Шаллан в Валь д'Аоста за 1522 год, упоминаются золотые и серебряные ложки и ножи, но ни одной вилки. По мнению Ф. Броделя, вилка «появляется в XVI веке сначала в Венеции, позже во всей Италии и, возможно, в Испании, но распространяется она очень постепенно... и ее употребление входит в обиход только к 1750 году». Он указывает, что «Монтень ее не упо­минает», «Феликс Плэттер фиксирует вилку достаточно рано в Базеле, около 1590 года», что «один английский пу­тешественник обнаруживает вилку в 1608 году в Италии». Согласно Ж.-Л. Фландрину, вилка «якобы была изобретена в Византии и в XIV-XV веках стала известна в некоторых ,. итальянских домах, а позднее, в XVI-XVII веках, достигла и соседних с Италией стран».

Часть духовенства между тем рассматривала использо­вание вилки как греховную изнеженность: известно, что одна византийская принцесса, будучи в гостях во Фран­ции, ела там вилкой, чем вызвала осуждение прелатов. Эта принцесса, выросшая в роскоши византийского двора, не брала еду руками — в соответствии с правилами «хорошего тона», принятыми в Византии. Что же касается лигурийских, тосканских и венецианских горожан, они в XIV веке пользовались вилкой, просто чтобы не обжечься…

(С.77-79)… В средневековом мире представления о власти и богатстве были связаны с земельной собственностью и скотом (pecunia1).

Homo sine pecunia imago mortis. Homo sine pecunia imago mortis. Рыбак находится как бы вне какой бы то ни было территории, он рискует жиз­нью, чтобы обеспечить себе пропитание, при этом он не владеет стадами, а его улов не так надежен, как плоды земле­делия или животноводства. Он не выходит в море, если оно неспокойно, а следовательно, не добывает ничего. Буря мо­жет длиться много дней, и тогда море неделями остается не­доступным для рыбаков, а это означает отсутствие улова, то есть голод.

  В прежние времена никто не хотел быть рыбаком. Об этом говорит Ф. Карлетти: «Испанцы считают эту профес­сию презренной» (об этом лее см. главу «Из Европы в Аме­рику» ). Аль Бакри, арабский географ XII века, рассказывает, что в Тунисе земля принадлежала арабам, а христиане, бу­дучи отверженными, занимались как раз рыболовством, самым низким из ремесел, — настолько низким, что Иисус вручил свою Церковь именно Петру, рыбаку, последнему в социальной иерархии…

(С.147)…Люди побогаче могли наслаждаться привезенным из Аме­рики напитком ацтеков — шоколадом. Поскольку в Америке не было сахара, жители Центральной Америки добавляли в напиток из какао ваниль («Индейское варево» по выраже­нию Пьеро Кампорези). В Испании же, где он имел боль­шой успех среди знатных семей, в него стали класть сахар. Напиток был модным очень долго, однако настоящая по­пулярность пришла к нему лишь с приемлемой ценой, то есть в конце XIX века, когда сначала одному голландцу, а по­том и нескольким швейцарцам удалось изобрести эффек­тивный способ обработки какао…

(С.156)…Из Америки были завезены и другие растения, правда, ме­нее значимые, например, земляная груша, которая растет по берегам и канавам, украшая их своими большими жел­тыми цветами. Корни этого растения съедобны, и их ис­пользовали и используют до сих пор наравне с другими овощами в праздничных блюдах, таких, как, например, банья каода. Другие огромные желтые цветы долгое время украшали сады, пока в первые десятилетия XVIII века и:> их семян не научились выжимать масло. Это способствова­ло быстрому и широкому распространению подсолнуха и тех странах Европы (Франция, Германия, Англия, Россия), где не росли оливковые деревья.

Кроме того, из Америки стали привозить опунцию из-за кошенили, обитающего в ней маленького насекомого…

(С. 186)… Виноградники и вино, как пишет Фернан Бродель, про­изводные определенной цивилизации, так же как чай явля­ется знаком китайской и японской цивилизации. Мусуль­манский мир предпочел именно чай в силу религиозных запретов на алкоголь, многие другие народы, тоже приняв­шие чай в качестве повседневного напитка, сделали это про­сто потому, что вино было для них слишком дорогим (это ка­сается, например, северных стран или России, где самовар вообще стал символом семейного очага). Однако на обедах в мало-мальски состоятельных семьях, будь то в Москве или в Лондоне, на стол ставили бутылки с вином. Это было слад­кое вино, «для вкуса», — совсем не то, что резкие вина для солдат или для рабочих…